Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

Начальная школа мобильной фотографии

Каждый фотограф, а тем более новичок в фото искусстве, мечтает сделать фото на телефон так, чтобы этот кадр назвали шедевром. Это действительно достижимо при одном условии – Вы должны много учиться. И я Вам в этом помогу. Открываем начальную школу МОБИЛЬНОЙ ФОТОГРАФИИ.

Весь сайт, и в особенности блок Обучение мобильной фотографии, направлен на обучение для всех любителей фотографий. Для тех, кто хочет учиться правильно, фотографировать на смартфон. Я постараюсь поделиться своим многолетним опытом, чтобы Вы могли не делать ошибок, которые допускают многие, в том числе допускал в свое время и я. Все свои советы, для большей наглядности, я буду подкреплять фотографиями. Но всем нужно помнить главное: основа для хорошей фотографии – это не фотоаппарат и не смартфон, и даже не их стоимость. Самое главное – это ФОТОГРАФ, то есть тот, кто делает фотографии. Это все мы с Вами. От того, насколько фотограф умеет фотографировать, видеть то, что у него должно получиться, и как применить потенциал смартфона, своего опыта и окружающей среды и будет зависеть качество фотографий. Поэтому предлагаю учиться и я Вам в этом помогу. Для того, чтобы Вам проще было усвоить материал, я разделю его на части, каждая из которых будет посвящена отдельным параметрам, которые необходимо учитывать при фото на смартфон. Теперь, как в любой начальной школе, перечислю основные моменты, на которые должен обращать внимание любой начинающий фотограф на мобильный телефон.

1. Следите за тем, чтобы Ваш смартфон был всегда заряжен. Желательно не менее 70%. В противном случаи Вас ждет большое разочарование. В самый неподходящий момент при съемке хорошего и редкого кадра Вам смартфон напишет, что батарея разряжена. Вначале максимально убавится яркость экрана, для экономии батареи, а затем и совсем выключится телефон.

2. Следите, чтобы линза у фотоаппарата вашего телефона была всегда чистая. Это важно для всех фотоаппаратов, но для смартфонов в особенности. Дело в том, что смартфон используется в основном для звонков и использования интернета, поэтому линза часто пачкается пальцами. Отпечатки пальцев на линзе – самая распространенная причина не четкой фотографии.грязная линзагрязная линза

 чистая линзачистая линза

3. При перепаде температур, когда Вы из тепла выходите на холод или наоборот, линза фотоаппарата запотевает. Протирайте ее, чтобы не получить размытый кадр.

4. При перепаде температур, когда Вы из тепла выходите на холод или наоборот, линза фотоаппарата запотевает. Протирайте ее, чтобы не получить размытый кадр.

5. Берегите линзу фотоаппарата от царапин. Царапины потом не убрать.

Увеличение при фотографировании (ZOOM)

У всех фотоаппаратов есть такая функция, как ZOOM. Он бывает оптическим и цифровым. Чем выше параметры у цифрового и оптического ZOOMa, тем проще  получить фотографии с большим увеличением. Так же огромное значение имеет матрица Вашего телефона. При фотографировании на смартфон функцией увеличения нужно пользоваться аккуратно и с большой осторожностью.

  • Ни когда не увеличивайте на смартфоне предметы, которые находятся далеко. Сфотографировать Вы их сможете, но качество фотографий будет среднее или с очень низкое. Всегда лучше стараться подойти к предмету на максимально близкое расстояние. Рассмотрим два примера, на которых можно сравнить качество фотографий при приближении объект с помощью функции ZOOM и путем приближения смартфона к объекту. увеличение
ухудшение фотографии при использовании zoomувеличение ухудшение фотографии при использовании zoom
  • Озеро Сукко
Без увеличения на телефоне фото получается четким.Озеро Сукко Без увеличения на телефоне фото получается четким.Когда не наводится фокус на мелкие объекты при Макросъемке. Само слово МАКРОСЪЕМКА говорит само за себя - это съемка мелких объектов крупным планом. И основная трудность заключается в том, что очень тяжело сфокусировать объектив и навести резкость на предмет, который мы хотим сфотографировать крупным планом. Есть два основных способа фокусировки - это автоматическая и ручная. Но при обоих случаях периодически приходится делать по несколько фотографий, чтобы из десятка выбрать одну единственную, которая Вам понравится. Многие на это скажут - зачем нам это надо? Разве эти фотографии стоят того, чтобы на них тратить столько времени? Но с моей точки зрения - чем больше Вы приложите усилий, а потом в результате получите четкую фотографию, тем больше Вы будете довольны собой, и гордиться классным кадром. Вот смотрите фото пауков. Одна фотография получилась  с нечеткой резкостью, вторая - четкая и крупная, на которой виден каждый волоком.Фото паука
Фокус не навелся на мелкий объектФото паука Фокус не навелся на мелкий объект

Мобильное фото с четким изображением.
У паука виден каждый волосокМобильное фото с четким изображением. У паука виден каждый волосок

Есть еще один хитрый способ, как можно перехитрить фотоаппарат смартфона, если он не хочет фокусироваться на объекте съемки. Этим способом я периодически пользуюсь. Для этого рядом с объектом, который вы хотите сфотографировать, вы размещаете свою руку. Ее нужно разместить на одинаковом расстоянии от телефона, как и сам объект съемки. После этого вы настраиваете фокус фотоаппарата на руке. Автоматически резкость наведется и на руку, и на объект съемки. Далее вы производите фотосъемку.мобильная фотография

Далее вы с помощью программы кадрируете фотографию, обрезая лишнее. В результате у вас получится четкая фотография.фото на телефон

  • Смартфон фокусируется не на мелком объекте, а на соседнем, более крупном.

    Бывают такие случаи, когда не получается четко зафиксировать объект. Вы делаете кадр за кадром, а у Вас либо весь кадр расплывчатый, либо четко получается какая-то часть кадра, но не та, которая нужна Вам. Это происходит из-за того, что камера при очень близком приближении не может зафиксировать объект съемки (в отличие от зеркальных фотоаппаратов с длиннофокусным объективом). Так же из-за того, что камера наводит резкость на ту часть места съемки, которая занимает большее место в точки наведения резкости. Проще говоря, это тот "квадратик или кружек", который у Вас на дисплее показывает место фокусировки. Пример. У Вас сидит маленький жук на цветке. Вы его хотите сфотографировать. Но у Вас резкость настраивается не на жука, а, то на лист, то на стебель цветка, то вообще не настраивается.Фото на смартфон
Смартфон сфокусировался на листе, а не на жуке.Фото на смартфон Смартфон сфокусировался на листе, а не на жуке.

Я нашел выход - не оптимальный, но подходящий в этом случае. Как говориться, на безрыбье и рак – рыба. То есть, лучше такой кадр, чем ни какой. В результате я настраиваю резкость на часть кадра, который ближе всего к этому жуку. И фокус наводиться, в том числе и на насекомое, которое я фотографирую. 

Фото на телефон
Телефон фокусируется на листе и муха получается тоже в фокусе.Фото на телефон Телефон фокусируется на листе и муха получается тоже в фокусе.

 FNS
Телефон сфокусировался на клопе.FNS Телефон сфокусировался на клопе.

Фото гусеницы
Это фото получилось с 25 кадра.
Мобильное фото.Фото гусеницы Это фото получилось с 25 кадра. Мобильное фото.

  • Делайте несколько кадров, а потом оставляйте из них лучший. Очень часто я замечал, что сделав кадр, думаешь, что получилась хорошая фотография. А потом оказывается, что при увеличении видно, что четкость не та и можно было бы сделать лучше, но время упущено. Поэтому я взял себе за правило и Вам советую, делать всегда несколько кадров. Сразу просматривать их на телефоне и если есть хороший кадр или несколько, то оставлять их и прекращать съемку. Если ни один кадр Вас не устроил, то удалять все снимки и делать следующие несколько кадров.

Фотка
Фотография получилась не четкой.
Надо фотографировать опять.Фотка Фотография получилась не четкой. Надо фотографировать опять.

Фотография
Теперь вишня получилась четко.Фотография Теперь вишня получилась четко.

  • Используйте несколько видов фотоаппаратов (программ) для смартфона. На всех смартфонах предустановленна программа Фотоаппарат. Но дело в том, что для различных видов фотографий лучше подбирать разные программы Фотоаппаратов. Я, например, использую один фотоаппарат на телефоне, как универсальны, и еще два-три фотоаппарата для различных условий съемки. Более подробно об этом расскажу на странице «Новые приложения и программы».
  • Если нет возможности подойти к объекту, но надо его увеличить. Бывают такие случаи и очень часто, когда подойти к объекту нет возможности, но на фотографии он получается очень мелким и надо его увеличить. Здесь я использую один единственный подходящий для меня вариант – это вырезка части кадра. Необходимо сделать кадр на максимально близком расстоянии, чтобы получился максимально четкий кадр, с хорошей резкостью. Затем с помощью программы по редактированию фотографий вырезаю ту часть кадра, которую надо увеличить и сохраняю ее с максимальным разрешением кадра, например 8 Мб. Можно ее сохранить как копию, а можно взамен основной фотографии.

Фото мобильное
Эта фотография сделана без увеличения.Фото мобильное Эта фотография сделана без увеличения.

Жук
А эта фотография вырезана из предыдущего кадра при помощи мобильной программы редактирования.Жук А эта фотография вырезана из предыдущего кадра при помощи мобильной программы редактирования.

Программы по редактированию фотографий мы подробно рассмотрим на странице «Новые приложения и программы». Есть новинка на рынке - это съемные объективы для телефона. В интернете много отзывов про различные объективы, среди которых есть как положительные, так и отрицательные. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе я приобрел несколько таких: микроскоп, рыбий глаз, макро и телеобъектив. Поэтому в ближайшее время я проведу тестирование этих аксессуаров, о чем напишу на своем сайте, га странице «Учимся делать нестандартное фото».

  • Акцент на отдельную часть кадра. Много раз, рассматривая фотографии, я замечал, что  есть не плохие снимки с «изюминкой», которая занимает очень малую часть кадра и, поэтому не бросается в глаза. Для того, чтобы кадр стал действительно интересным и запоминающимся, я применяю ту же функцию, которую описывал чуть выше – это вырезка части кадра. Пользуйтесь этим, и Вы сможете улучшить свои фотографии. Можно оставлять оба кадра и тогда будет контраст – простая фотография и с акцентом на часть кадра.

Резкость (настройка фокуса)

При фотографировании, как на фотоаппарат, так и на смартфон, качество фотографии зависит от того, как Вы сфокусировали объектив на объекте фотосъемки. То есть кадра будет с хорошей резкостью или кадр будет размытый (не четкий). Разберем несколько основных случаев.

  • Настройка фокуса на нужном объекте. Рядом растут несколько цветов, и фокус настраивается только на один, а Вам надо на другой цветок. Есть два способа решения этой проблемы. Либо Вы встаете так, чтобы оба объекта находились на одном уровне от телефона, то есть параллельно Вам и тогда не важно, на каком цветке будет настроен фокус – оба будут иметь одинаковую резкость. Для этого необходимо просто Вам сдвигаться относительно объектов. Либо Вам необходимо в ручном режиме настроить резкость на желаемом объекте (пальцем на смартфоне настроить «квадратик» фокуса) и произвести съемку. На многих фотоаппаратах, установленных на смартфон, есть помощь, в определении настройки фокуса – если «квадратик» красный, то резкость не наведена и если зеленый, то объект в фокусе. Земляника
При правильном выборе расположения фотографа обе ягоды получились в "фокусе".Земляника При правильном выборе расположения фотографа обе ягоды получились в "фокусе".
  • Эффект размытого заднего плана фотографий. У многих дорогих цифровых фотоаппаратов, есть функция «размытого фона». Этот эффект достигается за счет специальных объективов. Но примерно такого же эффекта можно попытаться добиться и на смартфоне. Самый простой способ, это фотографирование с помощью эффекта «МАКРО», с удаленным от объекта фоном. При таком эффекте будет частично размытый фон. Или после можно обработать фотографию с помощью дополнительной функции «Расфокусировка». Обычно это используют в портретах. Подробно рассмотрим на странице «Новые приложения и программы». Красивое фото
Бабочки получились четко, а фон размыт.Красивое фото Бабочки получились четко, а фон размыт.
  • Применение эффектов при съемке. Этими функциями можно пользоваться, но аккуратно и в меру. Мне очень нравится функция «HDR». При этом эффекте объекты обретают более четкие границы и увеличенную резкость. Есть и другие функции, которые мы будем рассматривать на странице «Новые приложения и программы».Бенгальская кошка
Результат функции HDRБенгальская кошка Результат функции HDR

 

Новое фото
Фото получилось более контрастное.Новое фото Фото получилось более контрастное.

  • Помехи от яркого солнечного света. Многие фотографы знают, что при ярком солнечном свете получить хорошие фотографии очень тяжело. Для смартфона это еще актуальнее. Практически невозможно сделать хорошую фотографию при ярком солнце, если оно находится за объектом, который Вы фотографируете. В том числе, если солнечные лучи дают блики, например от воды. Всегда старайтесь, чтобы солнце было у Вас за спиной, или сбоку. Но здесь другая проблема, если Вы фотографируете человека или животное, то им очень тяжело находится лицом к солнцу, не закрывая глаз. Портрет
Не правильно располагается солнце при фотографировании портрета.Портрет Не правильно располагается солнце при фотографировании портрета.Солнце
Зимний пейзаж - мороз и солнце.Солнце Зимний пейзаж - мороз и солнце.
  • Смена угла съемки. Для хорошего снимка, когда вы ни как не можете получить четкий кадр, может помочь следующая хитрость – смена угла съемки. Вот наглядный пример. Я делал кадр за кадром, при фотографировании паутины ранним утром. Картина была очень красивая: туман, капли росы на паутине и восход солнца. Но запечатлеть этот кадр ни как не получалось, не наводился фокус на паутину. И только поменяв угол съемки, фотоаппарат смог поймать в фокус паутину. Это произошло за счет того, что сами нити паутины очень тонкие и при большом приближении, фотоаппарат не может поймать их в фокус. При смене угла произошло фактическое наложение нескольких нитей паутины и фотоаппарат смог их «схватить» и сфокусироваться. Вот как это выглядит. Утро
Паутина
Фото паутины ранним утром.Утро Паутина Фото паутины ранним утром.
  • Фото природы
Капли росы на паутине.Фото природы Капли росы на паутине.
  • Съемка не стандартных объектов, движущихся (туман, снег и т.д.) При съемке этих объектов очень тяжело навести резкость, чтобы получился хороший кадр. На смартфон это практически никогда не получается сделать с первого раза. Я нашел следующий выход. Во-первых, надо наводить фокус на какой-нибудь стационарный объект и делать много кадров, чтобы выбрать лучший. Тогда фотоаппарат сможет сделать четкий кадр, но не с первого раза. Надо просто запастись упорством, и поставить перед собой цель.  фото дети
Приятно играть в пушистом снегу.фото дети Приятно играть в пушистом снегу.Рассвет
Туман в поле ранним утром.Рассвет Туман в поле ранним утром.
  • Размытый кадр из-за движения телефона. Часто размытая фотография, получается, из-за движения смартфона при фотографировании. Происходит это следующим образом, Вы навели резкость фотоаппарата на снимаемый объект и далее, чтобы произвести съемку, поднесли палец к кнопке СФОТОГРАФИРОВАТЬ. В этот момент телефон сместился, относительно снимаемого объекта, и фото получилось размазанное. Есть очень хорошая функция у многих современных смартфонов – голосовое управление фотоаппаратом. С этой функцией Вам достаточно при наведении резкости на снимаемом объекте произнести слово «сфотографировать» и смартфон сделает фото самостоятельно.

    Подбор освещения.

    Главный орган чувств человека – это зрение. С помощью глаз человек получает более 60% всей информации об окружающем мире. Это же относиться и к фотографиям. А именно свет и тень являются главными изобразительными средствами в фото искусстве. Рассмотрим роль освещения в фото и правила использования света при фото на телефон.

    Фото при дневном свете. Как я уже писал выше, для смартфона лучшие условия – это дневной свет. Необходимо только учитывать несколько критериев:
    • Солнце не должно находиться за снимаемым объектом, иначе будет засвечен кадр. При таком расположении солнца практически невозможно получить хорошую фотографию.
    • Солнце не должно быть в зените. При такой подсветке буду глубокие тени.
    • При съемке с дневным светом лучше отключить вспышку. Она будет ослеплять и давать не естественное освещение.
    • Следить за изменением параметра светотень.
    • Если солнце зашло за тучу, то дождитесь нужного освещения, когда солнце выйдет из-за облаков.
    Учитывать направление света, перемещаясь с телефоном. Флоксы
Цветы сфотографированы против света, что не правильно.Флоксы Цветы сфотографированы против света, что не правильно.
    Страус
Солнце, которое находится на против фотографа засвечивает кадр.Страус Солнце, которое находится на против фотографа засвечивает кадр.
    Фото в помещении. В домашних условиях для оптимальной фотографии необходимо заменять дневной свет искусственным освещением. Для хорошей фотографии объект должен быть хорошо освещен и желательно, чтобы он находился не далеко от смартфона. В противном случае кадр будет либо размыт, либо очень темным. Ребенок фото
Фото в машине приравнивается к фото в помещении. Уделяйте внимание освещению.Ребенок фото Фото в машине приравнивается к фото в помещении. Уделяйте внимание освещению.Улыбка
В портрете отблеск в глазах оживляет фотографию.Улыбка В портрете отблеск в глазах оживляет фотографию.
    Фото в помещении со вспышкой. При использовании вспышки в помещении, лучше ее снимать с автоматического режима, и ставить включенной. Это обеспечит обязательное включение вспышки. Здесь главное найти оптимальное расстояние до объекта, чтобы и не засветить фотографию, и чтобы хватило освещения от вспышки. Очень помогает в этом случае использование функции – фонарик. Он одновременно освещает объект, и является заменой вспышки.Шоколад
Иногда ребенку разрешаются вольности - сохраните этот момент на мобильном фото.Шоколад Иногда ребенку разрешаются вольности - сохраните этот момент на мобильном фото.Растения
Если ребенок любознательный - поощряйте это.Растения Если ребенок любознательный - поощряйте это.
    Крепление смартфона при низкой освещенности. Когда Вы фотографируете при недостаточном освещении, то очень большое внимание уделяйте закреплению смартфона. Любое колебание телефона при фотографировании может привести к ухудшению качества. Даже такое незначительное, как движение пальца, для нажатия кнопки – сфотографировать. В этих случаях Вам очень поможет закрепление смартфона на штативе.Улыбка ребенка
Отсутствие фокуса.
Даже при небольшом движении смартфона теряется резкость. 
Это же происходит и при движении объекта, например малыша.Улыбка ребенка Отсутствие фокуса. Даже при небольшом движении смартфона теряется резкость. Это же происходит и при движении объекта, например малыша.
    Движение смартфона при съемке. Часто люди, которые редко фотографируют или не акцентируют на фотографировании большого внимания – не могут понять, почему получаются размытые кадры. Я заметил, что такие казусы случаются от расторопности. Вот, что я имею в виду. Многие, нажав на кнопку сфотографировать, считают, что кадр сделан и начинают двигать смартфон, например, чтобы убрать его или посмотреть получившийся кадр. А телефон в этот момент как раз и сделал фото, и оно получилось размазанным. Чтобы такого не случалось, предлагаю не двигать телефон до того момента, пока не увидите, что сфотографированная фотография «отправилась» в папку для хранения. Это видно на экране, как сфотографированный кадр «перелетает» в отведенную для него папку.Фото на смартфон
Четкая фотография, выбрана из пяти дублейФото на смартфон Четкая фотография, выбрана из пяти дублейФото на телефон
Один из черновых дублей - плохая резкость изображения.Фото на телефон Один из черновых дублей - плохая резкость изображения.
    Дополнительное освещение при фото в помещении. У фотографов принято, что при съемке в помещении, а особенно студийной съемке используется искусственное освещение. Профессиональным языком это называется – постановкой света. Эти же принципы можно и нужно применять при фото на смартфон. Свет можно разделить на несколько видов: рисующий свет, заполняющий свет, моделирующий свет, контурный свет и фоновый свет. В зависимости от требований к фотографии используется один из видов освещения.Аквапарк
Хорошее освещение в помещении позволяет получить "объемное" изображение.Аквапарк Хорошее освещение в помещении позволяет получить "объемное" изображение.

 

  Фото в движении.

 

Дополнительное освещение при фото в помещении. У фотографов принято, что при съемке в помещении, а особенно студийной съемке используется искусственное освещение. Профессиональным языком это называется – постановкой света. Эти же принципы можно и нужно применять при фото на смартфон. Свет можно разделить на несколько видов: рисующий свет, заполняющий свет, моделирующий свет, контурный свет и фоновый свет. В зависимости от требований к фотографии используется один из видов освещения.

Голуби
Если фотографировать с помощью функции - серийная съемка, то можно поймать хороший кадр.
Вот пример.Голуби Если фотографировать с помощью функции - серийная съемка, то можно поймать хороший кадр. Вот пример.

Фокусировка на объекте перед движением. Есть возможность сфотографировать движущийся объект, сфокусировав на нем телефон перед движением. Но тогда объект должен двигаться параллельно Вам. Но все равно это не будет полной гарантией того, что фотография получится. Смартфон может начать заново наводить фокус на уже движущийся объект, и кадр получится не четким. Если объект будет двигаться к Вам, то при такой съемке объект получится размытым или займет весь кадр, что тоже не вариант. Сейчас появляются смартфоны, у которых есть дополнительная функция «заморозки фокуса». Вы выбираете параметр «заморозка фокуса» и наводите резкость. Далее Вы удерживаете кнопку несколько секунд, и фотоаппарат «запоминает» объект, на который настроена резкость. Далее он «отслеживает» сфокусированный объект, даже если он перемещается в кадре. При таком способе кадр получается более четким. Мяч
Можно на мобильном фото поймать полет мяча.Мяч Можно на мобильном фото поймать полет мяча.Полет птицы
При предварительной фокусировке можно поймать полет птицы.Полет птицы При предварительной фокусировке можно поймать полет птицы.

Фокус на «опережение». В тех случаях, когда объект движется к Вам, я использую принцип работы на «опережение». То есть фокусируем фотоаппарат на том месте, где должен пройти движущийся объект.И в тот момент, когда объект начал двигаться и подъезжает к месту фокусировки – мы производим съемку. В большинстве случаев этот метод помогает. Ледянка
Можно сделать фото с эффектом движения.Ледянка Можно сделать фото с эффектом движения.

 Прыжки
Прыжки на батуте тоже смотрятся хорошо.Прыжки Прыжки на батуте тоже смотрятся хорошо.

 

Ориентация объекта в кадре.

 

Для того, чтобы картинка или фотография смотрелась органично и красиво, необходимо, чтобы все было «на своем месте» и правильно размещено на фото. Давайте рассмотрим основные правила.

Вертикальная ориентация снимаемого объекта. Когда Вы фотографируете объект вытянутой формы (человек, дерево, здание и т. д.), то лучше, если телефон будет расположен аналогично, то есть вертикально. Это позволит сделать фотографию гармоничной, и уместить в кадре полностью объект.Лиственница
Без листьев не взрачная, но под снежным покровом - засмотришься.Лиственница Без листьев не взрачная, но под снежным покровом - засмотришься.

Тропическое растение
Такое соцветие нужно фотографировать вертикально.
Это увеличивает его длину.Тропическое растение Такое соцветие нужно фотографировать вертикально. Это увеличивает его длину.

Объекты, уходящие далеко вдаль. Если Вы фотографируете объекты, которые уходят далеко вдаль, например дорогу, реку и т. д., то при такой съемке лучше смартфон располагать тоже вертикально. Это позволит придать дополнительный эффект бесконечности уходящего кадра, его визуальное удлинение.Форель
При таком расположении фото - улов визуально увеличивается.Форель При таком расположении фото - улов визуально увеличивается. Снегопад
Дорога, уходящая в даль.Снегопад Дорога, уходящая в даль.

Несколько объектов, с акцентом на одном. Бывают, что видишь картину, которая смотрится эффектно, но для этого в кадр должно попасть сразу несколько объектов. Но сфокусировать фотоаппарат сразу на всех объектах, не получиться, поэтому есть два способа, как производить фотографирование таких объектов. По крайней мере, я такими методами пользуюсь.

- Расположить смартфон так, что бы все объекты попадали в кадр и после этого сфокусировать объектив на том объекте, который будет являться центром композиции (не обязательно он находится в центре). После этого сделать фотографию.

- Сфокусировать телефон на центральном объекте фотографии и уже потом, не отпуская фокусировку, сместить смартфон так, чтобы все уместилось в кадр. После этого произвести съемку.Виноградная улитка
Фото ребенка, с акцентом на улитке.
Фокусировка на улитке.Виноградная улитка Фото ребенка, с акцентом на улитке. Фокусировка на улитке.

 Мыльные пузыри
На этом мобильном фото резкость наводилась на пузыри.Мыльные пузыри На этом мобильном фото резкость наводилась на пузыри.

Ориентация телефона, при съемке людей. При съемке людей (портретов) существует много нюансов. Подробно мы их рассмотрим в блоке «Портрет и селфи».

Ориентация фотографий относительно горизонта. Стоит отдельно разобрать, на что стоит обращать внимание, когда Вы делаете снимки природы, в виде пейзажей. Основное внимание обращайте на расположение относительно горизонта и какую часть занимает та или иная часть пейзажа.

- Ни когда не фотографируйте так, чтобы горизонт разделял фотографию на две равные части. Будет казаться, что кадр просто разделили полосой, от чего он потеряет свою прелесть. Хотя и здесь есть свои исключения. Если Вы хотите подчеркнуть, например, симметрию неба отраженного в воде. Тогда это будет оправдано. Но эти случаи очень редки, и к ним нужно относиться очень внимательно.Рассвет на озере
Лес, отражающийся в озере.Рассвет на озере Лес, отражающийся в озере.

- При съемке пейзажей горизонт должен быть параллельно общему кадру. Фотографию испортит, если Вы будите держать смартфон не ровно, и кадр получится под наклоном.Горизонт
Заваленный горизонт, в виде края бочки.
Сделано целенаправленно, так как на бочке сидит паук - для оживления фото.Горизонт Заваленный горизонт, в виде края бочки. Сделано целенаправленно, так как на бочке сидит паук - для оживления фото.

- Старайтесь, чтобы большую часть снимка занимала та часть пейзажа, которая более яркая и интересная, на которую Вы хотите обратить внимание. туман
Фото разделено полосой тумана на две, почти равноценные части.туман Фото разделено полосой тумана на две, почти равноценные части.

 Зеркальное отражение леса в озере.
Это тот случай, когда линия берега может делить кадр на две равные части.Зеркальное отражение леса в озере. Это тот случай, когда линия берега может делить кадр на две равные части.

Композиция.

 

Композиция (изобразительное искусство) — организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность. Если рассматривать композицию в фотографии, то можно перефразировать следующим образом – это построение и последовательность изобразительных приемов, реализующих художественную идею. То есть то, как Вы «обставите и обыграете» фото. Хорошая композиция притягивает взгляд, и делает из простой фотографии – запоминающийся кадр. Разберем некоторые основные виды композиций, для получения удачных фотографий.

  •  Центр композиции – сюжетный центр. В любой фотографии, как и любой картине должен быть центральная часть сюжета, то есть объект, который является основой частью композиции. Например, яблоко на ветке дерева, лицо человека, туча на небе и т.д. В большинстве случаев съемки любительской фотографии – центр композиции занимает центральную часть кадра. Это самый простой способ создания композиции.

 Дружная семейка опят смотрится красиво, при макро съемке на фоне светлого неба.Дружная семейка опят смотрится красиво, при макро съемке на фоне светлого неба.

  • Правило третей. Это правило используется в любых фотографиях, и для облегчения во многих фотографиях есть такая функция – сетка. Все поле экрана смартфона делится на девять квадратов четырьмя линиями, две вертикальные и две горизонтальные. Правило фотографирования в следующем – объекты должны располагаться либо параллельно этим линиям, либо вместе их пересечения. Такие фотографии воспринимаются более естественно, и смотрятся законченными.

Правило третей позволяет правильно разместить объект в кадре.Правило третей позволяет правильно разместить объект в кадре.

  • Правило третей в пейзажах. Отдельно стоит остановиться в использовании линий сетки при съемке пейзажей. Принято линию горизонта располагать вдоль горизонтальных линий, либо нижней, либо верхней. А вертикальные объекты, к которым Вы хотите привлечь внимание необходимо размещать вдоль одной из вертикальных линей третей.

Сетка помогает выровнять линию горизонта.Сетка помогает выровнять линию горизонта.

  • Правило диагоналей в пейзажах. Это еще один принцип построения композиции при съемке пейзажей. Если у Вас на фотографии уходящая дорога, река, полоска леса и т.д., то их можно располагать по диагонали (от одного угла кадра к другому). При такой съемке фотографии становятся более динамичными, чем при горизонтальном или вертикальном расположении.

Если располагать дорогу по диагонали, то фото получается более динамичным. Если располагать дорогу по диагонали, то фото получается более динамичным.

  • Правило золотого сечения. В течение многих сотен лет художники использовали принцип золотого сечения. Это когда основные элементы композиции располагаются на пересечении линий сетки. На основании исследований выявлено, что человек всегда акцентирует внимание на этих точках. При этом без разницы как расположен кадр, вертикально или горизонтально.

Радуга, уходящая в высь. 
Принцип золотого сечения.Радуга, уходящая в высь. Принцип золотого сечения.

  • Правило равновесной композиции. Для простого и наглядного примера – это весы. Если чашки весов находятся на одном уровне – равновесие достигнуто, если нет – то не достигнуто. Рассмотрим это на фотографиях. Если объект находится в центре снимка, то равновесный кадр. Если объект смещен к одному из краев фотографии – не равновесное фото. Если в кадре два объекта с обеих сторон от центра, то тоже равновесный фотоснимок.

Пестрые тюльпаны в центре кадра.Пестрые тюльпаны в центре кадра.

  • Задний план фотографии. Многие любители фотографий мало внимания обращают на задний план, а зря. Правильно подобранный задний план может украсить или подчеркнуть фотографию и наоборот. Какой должен быть задний план:
  1. Задний план не должен быть очень ярким и отвлекать внимание от основного объекта.
  2. Задний план должен быть светлее, если основной элемента фотографии темный и наоборот темнее, если объект светлый.
  3. На заднем плане не должно быть лишних предметов, которые будут портить общий кадр. Это может быть проходящий мимо человек, какой-то мусор или вещи и т.д.
  4. При мелком объекте фон не должен быть пустым, например, мелкая птица на небе, которое занимает весь кадр. Такая фотография будет скучной.
  5. Задний план не должен быть перегружен, иначе многочисленные объекты на заднем плане будут отвлекать внимание от основного, центрального элемента фотографии. Например, человек на фоне большого количества людей, находящихся на заднем плане снимка.

Примеры заднего плана на фото.

  • Расположение динамического объекта. Когда Вы фотографируете движущийся объект, то не располагайте его в центре снимка. Такой снимок будет скучным, и не будет передавать динамику объекта. Сместите его в сторону от центра вдоль линии сетки или по диагонали от центра, тогда фотография получит динамику и ощущение движения.

Если объект разместить по диагонали, то увеличится ощущение движения.Если объект разместить по диагонали, то увеличится ощущение движения.

  •  Изменение смысла композиции из-за смены ракурса. Сколько раз все видели кузнечиков? Точно - много. Прыгают они себе в траве, то серые, то зеленые. Что здесь фотографировать? Но это как отнестись к процессу фотографирования. Я решил для себя "выжать" что-нибудь интересное и оригинальное из этого кадра. Долго присматривался, делал много пробных кадров и вот, что у меня получилось.  На первой фотографии - просто кузнечик (обычная макрофотография). А на второй фотографии подобрав, ракурс, я сфотографировал кузнечика так, что кажется, что он смотрит на тебя. Эту фотографию можно назвать так:

          - Кузнечики следят за нами.

 Обычное фото зеленого кузнечика.Обычное фото зеленого кузнечика.

При смене ракурса, кажется, что кузнечик смотрит Вам в глаза.При смене ракурса, кажется, что кузнечик смотрит Вам в глаза.

  •  Правильный выбор режима фотографирования. Настоящий фотограф, прежде чем начать снимать должен вначале представить, что он должен увидеть на фотографии. А только после этого начинать фотографировать. Если вы будите просто нажимать на кнопку, то допустите те же ошибки, которые допускают обычные обыватели. У вас получаться фотографии среднего качества. А вы должны стать профессиональным фотографом, следовательно, учиться правильно, фотографировать. Разберем на примере этот принцип:

    Вы хотите сфотографировать мелкие цветки, которые находятся между листьями травы. Вы берете смартфон, наводите его на участок травы, и просто нажимаете кнопку сфотографировать. Тогда у вас получится вот такая «фотография». Хотя назвать ее фотографией не поворачивается язык.fotonasmartfon

Далее вы решили приблизиться чуть ближе, и опять фотографируете. У вас получается лучше, но ни кто не поймет, что же вы фотографировали. Будет фотография, на которой участок травы на земле. Не выделен основной объект фотографии.фото на смартфон

Правильно в данном случае производить фотографирование цветка, одного или нескольких, в режиме макро. Необходимо выделить основной объект. Но главное условие, в любом случае, центральный объект должен быть в фокусе. Согласитесь, что только на третьей фотографии понятно, что вы фотографировали. К тому же только вы, как фотограф, смогли людям показать красоту этого маленького цветка, который все проходили мимо.макромакро

Начальная школа мобильной фотографии